• Проект "Новое школьное пространство"

    Информация

    для  педагогов, для родителей (законных представителей) и обучающихся

    С сентября 2023 года по декабрь 2025 года, все школы принимают участие в региональном проекте Министерства образования Иркутской области по профилактике буллинга в образовательных организациях «Новое школьное пространство».

    Основная идея проекта: оказать влияние на создание безопасной среды в образовательном учреждении для всех детей независимо от их физических и психологических особенностей.

    Главные задачи проекта: предотвращение и разрешение ситуаций буллинга в школе через внедрение в образовательное пространство школы «Школьного ориентира», «Театра дружбы», профилактической квест-игры «Класс#ВместеДружба», часов общения, клубов по интересам (внеурочка).

    Реализация данного проекта на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с распоряжением Министерства образования Иркутской области от 11 сентября 2023 года № 55-1213-мр «Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях Иркутской области на 2023-2025 годы».

    Что такое буллинг и что с этим делать? 

    Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.

    Буллинг может принимать различные формы:

    • распространение слухов,
    • угрозы,
    • физическое или словесное нападение,
    • исключение ребенка из группы, изоляция,
    • другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.

    Буллинг включает в себя:

    • желание причинить вред кому-либо,
    • само вредоносное действие,
    • дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,
    • повторение такого поведения,
    • несправедливое использование силы,
    • очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.

    Наиболее близкими русскими аналогами слова “буллинг” являются  “травля” и “издевательство”.

    С чем не следует путать буллинг?

    Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешенны и не контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями.

    Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности, которые отличают буллинг от других форм негативного поведения и действий:

    1. Направленность на конкретного человека.
    2. Повторяемость.
    3. Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над другой стороной.

    Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.

    Каковы признаки регулярной травли?

    Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:

    1. Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.
    2. Ребенок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.
    3. Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
    4. Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
    5. Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.
    6. Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.
    7. Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).
    8. Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.
    9. Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).
    10. Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.

    Чего не надо делать

    1. Ждать, что само пройдет. Не замечать.
    2. Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делают травлю допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим вирусом.
    3. Путать травлю и непопулярность.
    4. Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они — нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.
    5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.
    6. Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит ее положение.
    7. Мириться и терпеть.

    Как мне побудить моего ребенка говорить, если он не хочет рассказывать мне, что происходит?

    Единственным выходом является откровенный, но деликатный разговор с ребенком и общее решение, как преодолеть проблему. Важно помнить, что ребенку может быть неприятно говорить на эту тему, в этот момент он очень уязвим. Будьте терпеливыми и деликатными. Очень важно искренне поговорить с ребенком, но, если он закрывается, не устраивайте допрос, не повторяйте одни и те же вопросы по нескольку раз.

    Попытайтесь выйти на тему насилия посмотрев вместе фильм или телепередачу, в которой говорится о запугивании, спросите мнения ребенка о поступках и мотивах всех участников, и хулигана, и жертвы, о возможностях разрешения ситуации. После обсуждения отвлеченной ситуации можно спросить, не слышал ли ребенок о чем-либо похожем, может быть он или его друзья сталкивались с чем-то похожим.

    Также началу разговора может помочь история о ком-либо из знакомых, у кого дети попадали в сложную ситуацию и смогли из нее выйти.

    Как остановить травлю моего ребенка?

    Не только Ваш ребенок, но и Вы оказываетесь в довольно сложной ситуации. Ее изменение потребует терпения и усилий. Но сделать это реально. Иногда достаточно только начать, чтобы ситуация улучшилась.

    1. Сообщите об этом инциденте учителю, узнайте его мнение. Выработайте совместно с ним и социально-психологической службой план по изменению ситуации. Донесите до администрации школы Ваше намерение отстаивать право на безопасность Вашего ребенка. Формулируйте проблему буллинга как проблему класса или школы, а не отдельных личностей.
    2. Сохраняйте спокойствие и избегайте чрезмерной эмоциональной реакции.
    3. Поддерживайте постоянную связь со школой. Ваше внимание подчеркнет важность вопроса и необходимость конкретных действий.
    4. Выражайте признательность, когда вы видите прогресс в достижении того, о чем вы договорились со школой.
    5. Если вы считаете, что вашему ребенку угрожает опасность, немедленно принимайте меры.

    В отсутствии изменений в лучшую сторону можно обратиться в школьную службу медиации.

    Признаки, указывающие, что ваш ребенок издевается над другими детьми:

    1. Ведет себя агрессивно, часто вступает в конфликты и драки.
    2. Частые замечания, касающиеся негативного поведения. Частые вызовы к администрации школы (директору, завучу).
    3. Дружит с детьми, которые запугивают других.
    4. Не принимает ответственность за свое поведение. Обвиняет других в их проблемах.
    5. Чрезмерно беспокоится о своей репутации или популярности.
    6. Имеет вещи, которые вы ему не покупали. Наличие денег у ребенка, которых вы ему не давали.

    Уважаемые родители! Откажитесь от попыток силой и угрозами добиться прекращения жестоких действий со стороны вашего ребенка. Перед вами стоит задача помочь ребенку проанализировать его поступки, вместе с ним понять настоящие причины такого поведения для изменений в дальнейшем. Обратите внимание на стиль воспитания ребенка. Важно поддерживать контакт с сотрудниками школы.

    Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта

    • Все документы
    • Нормативные документы
    • Локальные акты
    • Региональные

    Методическое обеспечение реализации проекта

    • Все документы
    • Памятки
    • Прочие

    Информация для учащихся
    Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122

    Информация для родителей

    Найдено: 15

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике